Четверг, 16.05.2024, 23:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Зеленодольская школа

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Подготовка к турслёту 2012.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная Зеленодольская школа. Зеленодольск 2012г. Содержание: 1.Объяснительная записка……………………………………………………….2 2. План работы………………………………………………………………….4 3. Практические занятия на местности. ………………………………………5 4.Фото практических занятий на местности. …………………………………..8 5. Список литературы……………………………………………………………9 Объяснительная записка Дидактические материалы «Готовимся к турслёту» предназначенные для подготовки учащихся среднего и старшего звена к районным туристским соревнованиям. Как показала практика последних районных туристских соревнований, руководители команд испытывают большие трудности при подготовке школьников к туристским слётам. Причин много, одна из них – дефицит дидактических пособий по отдельным темам туризма, в частности по тем темам, которые предполагают запоминание учащимися большого количества фактического, иллюстративного материала. Педагоги и учащиеся порой затрачивают много времени на поиск нужной информации в различных источниках, а при их обнаружении возникает новая проблема - необходимость иллюстрирования. В настоящее время эта проблема легко решается через использование ИКТ. В своей методической копилке по туризму за последние годы работы были накоплены некоторые материалы которые использовались на занятиях кружка, при подготовке к туристским соревнованиям, некоторые из них – непосредственно на школьных туристских соревнованиях. Основная цель : помочь руководителям команд качественно подготовить учащихся к туристскому слёту по отдельным её видам и темам с наименьшими затратами времени. С помощью данных дидактических материалов можно без особого труда: § выучить топографические знаки; § научиться определять животных Оренбургской области и различать их следы; § назвать растения и знать лекарственные свойства тех из них, которые чаще всего могут быть применимы в походных условиях; § находить реки, районные центры и пограничные территории Оренбургской области; § работать с картой (определять расстояние и азимут) и строить схемы по легенде; § вязать узлы по опорным схемам; § проводить тренировки по ориентированию по картосхеме городского леса. . Полученные знания, умения и навыки позволят достичь положительных результатов и мотивировать учащихся на дальнейший более глубокий поиск информации. Планы работы, включенные в пособие, могут быть использованы как для первоначального изучения материала, так и для закрепления. Часть материалов пособия рекомендуется использовать как наглядное пособие, которое будет всегда под рукой и может сослужить добрую службу в полевых условиях. Хотелось бы надеяться, что данное пособие послужит отправной точкой поиска дополнительных источников информации по интересной и увлекательной «дороге» формирования туристских знаний, умений и навыков. Материалы могут быть использованы также и другими учителями на уроках, кружках, во внеклассной деятельности, в большей степени учителями начальных классов, среднего звена и классными руководителями, а также непосредственно самими учениками для самостоятельной подготовки. План работы. ВсегоТеоретические занятияПрактические занятия
в помещениина местности
I. Общая подготовка
1Примерный тематический план занятий №Наименование темКоличество часов

Туризм и экскурсии — важнейшее средство воспитания молодежи22––
2История развития и современная организация туризма 22––
3Система организации туристской работы в общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях22––
4Организация и планирование туристско-краеведческой работы422–
5Туристские слеты и соревнования12228
6Обзор руководящих документов, литературы и учебно-методических пособий по туризму22
I раздел:241248
II. Учебная и воспитательная работа
1Основные принципы педагогики и их использование при обучении школьников туризму22––
2Права и обязанности инструктора22––
3Формы (методы) учебной работы в школьном туризме22––



III. Специальная подготовка — учебная практика в чтении лекций и проведении групповых занятий (содержание тем раскрывается с учетом специфики вида туризма)
А. Теоретические занятия
1Виды туризма и их особенности3 3 ––
2Подготовка, проведение и подведение итогов похода3 3––
3Снаряжение для похода 1-й и 2-и категории сложности33––
4Питание в походе33––
5Тактика похода44––
6Естественные и искусственные препятствия, техника их преодоления и меры по обеспечению безопасности44––
7Характерные заболевания и травмы в походе, их профилактика и лечение33––

Б. Практические занятия в помещении
1Подготовка похода3–3–
2Расчет продуктов питания для похода3–3–
3Основные условные топографические знаки4– 4–
4Краеведческая работа в походе – –
5Обработка ран, наложение повязок и шин 2– 2–
В. Практические занятия на местности
1Техника преодоления препятствий и меры по обеспечению безопасности (раскрываются по видам туризма) ––
Пешеходный туризм:
а Траверс склона. 3–– 3
бДвижение по заболоченным участкам 2–– 2
вНавесная переправа 4–– 2
гДвижение в лесу 4–– 4
дПреодоление ручьев и небольших рек 2–– 2
Лыжный туризм:
аТехника тропления лыжни3––3
бПодъемы, спуски, повороты и торможения на лыжах9––9
вПреодоление крутых заснеженных склонов4–– 4
гДвижение по замерзшим рекам и водоемам 2–– 2
дДействия группы в сложных метеорологических условиях 2–– 2
еОказание помощи при обморожениях1––1

2Привалы и ночлеги в полевых условиях 3–– 3
3Выработки тактического плана преодоления сложного препятствия 1–– 1
4Определение сторон горизонта 3––3
5Движение по азимуту4––4
6Ориентирование на местности с помощью карты3––3
7Действия участника, отставшего от группы 2–– 2
8Транспортировка пострадавшего на длительное расстояние3––3
9Учебно-зачетный поход



Практические занятия на местности Техника преодоления препятствий и меры по обеспечению безопасности. (Тема раскрывается по видам туризма.) Пешеходный туризм. Движение по травянистым склонам. Характеристика склонов по крутизне, характеру растительного покрова и почвам. Подъем «в лоб», «елочкой», «серпантином». Траверсирование. Спуски. Использование микрорельефа. Самостраховка с помощью палки, альпенштока, ледоруба. Действия при потере равновесия и падении. Движение по заболоченным участкам. Типы и признаки болот. Движение по моховым и торфяным болотам, по невысоким н плотным кочкам, по высоким кочкам с водой, очень высоким и неустойчивым кочкам, по болотам с мочажинами. Оказание помощи провалившемуся в болото. Устройство приспособлений для перехода через болота. Использование подручных средств для самостраховки. Движение по осыпям и моренам. Признаки «живой» и слежавшейся осыпи. Влияние метеорологических факторов на подвижность осыпей и морен. Приемы передвижения, страховки и самостраховки при передвижении по мелким, средним и крупным осыпям. Траверсирование камнепадных участков и защита от падающих камней. Движение в лесу. Движение по тропам, в лесу с густыми зарослями, завалами. Особые требования к одежде, укладке рюкзаков. Л'1еры предосторожности при движении в лесу. Организация поисков в лесных массивах. Преодоление ручьев и небольших рек. Особенности таежных и горных рек. Влияние времени суток и погоды на состояние реки. Виды переправ: по бревну, по камням, вплавь, вброд. Разведка и выбор места переправы. Устройство веревочных перил. Страховка, самостраховка и оказание помощи при переправах. Лыжный туризм. Техника тропления лыжни при движении в сторону хорошо видимого дальнего ориентира, по просеке, руслу реки — «карусель», при движении в лесу, в метель, в условиях ограниченной видимости — «малая карусель». Подъемы, спуски, повороты и торможения на лыжах. Подъемы обычным шагом, «полуелочкой», «елочкой)», зигзагом, «лесенкой». Спуски в высокой, средней и низкой стойках, боковым соскальзыванием, лесенкой. Повороты переступанием, из положения «плуг» и «полуплуг». Торможение «плугом», «полуплугом». Остановка падением. Преодоление крутых заснеженных склонов. Крутизна и характер снежного покрова определяют тактику и технику преодоления склона, а также меры по обеспечению безопасности. Выбор правильного (безопасного и наименее трудоемкого) пути движения и способов страховки. Экономия сил и сохранение работоспособности. Техника движения без лыж. Страховка на крутых склонах. Самозадержание при падении. Движение по настовым и ледовым участкам с использованием кошек. Движение по замерзшим рекам и водоемам. Наиболее опасные места и их признаки. Меры предосторожности и страховки при движении по опасному участку. Оказание помощи провалившемуся в воду. Действия группы в сложных метеорологических условиях. Признаки ухудшения погоды. Непосредственные предвестники пурги и «снежного заряда». Действие группы в пургу: прекратить движение, соорудить из лыж противоветровой щит и под прикрытием его переодеться, поставить палатку, соорудить ветрозащитную стенку из снежных кирпичей; при очень сильном ветре — вначале соорудить стенку, а затем установить палатку. Порядок установки палаток различных типов на сильном ветру. Меры предосторожности при разбивке бивака в пургу. Оказание помощи при обморожении. Обморожения и их причины. Степени и признаки обморожения. Профилактика обморожений. Оказание помощи при обморожениях. Замерзание, причины, степени, оказание помощи. Привалы и ночлеги в полевых условиях. Назначение, периодичность и продолжительность привалов. Требования к местам привалов и ночлегов. Организация бивака: остановка до наступления темноты, выбор места, планирование лагеря, распределение работ, установка палаток, заготовка дров. Размещение и хранение снаряжения и продуктов. Оборудование мусорных ям и туалетов. Костровое оборудование. Сушка одежды, обуви и снаряжения. Охрана природы, снятие лагеря, гашение костра, уборка места привала и лагеря. Особенности организации биваков в зимних условиях, в горах и пещерах. Выработка тактического плана преодоления сложного препятствия. Наиболее опасные препятствия в своем виде туризма. Методика оценки опасных признаков препятствия; наличие опасностей, при которых необходимо отказаться от преодоления препятствия. Выработка тактического плана преодоления препятствия; выбрать основное направление движения, определить порядок следования группы и наметить действия при чрезвычайных обстоятельствах, определить время на преодоление препятствия, предусмотреть меры страховки на каждом из опасных участков. Организация и проведение работ по оказанию помощи терпящим бедствие. Определение сторон горизонта по часам и солнцу, по Полярной звезде, по местным предметам и различным признакам. Движение по азимуту днем, ночью и в условиях ограниченной видимости. Определение магнитного азимута на местности с помощью компаса. Организация и порядок движения по азимуту днем, ночью и обход препятствий. Ориентирование на местности с помощью карты. Ориентирование карты по компасу, по линейным ориентирам и местным предметам. Определение на карте своего местонахождения: рядом с характерным местным предметом, по ближайшим местным предметам на глаз с засечкой. Сличение карты с местностью: нахождение на карте предмета, видимого на местности, нахождение на местности предмета, обозначенного на карте. Действие участника, отставшего от группы. Условия возникновения критической ситуации в различных видах туризма. Поведение участника: сохранение спокойствия и борьба с отчаянием, стремление не отходить от места расхождения с группой, обозначение различными способами своего местонахождения, устройство укрытий и организация отдыха и питания. Особенности действия отставшего в пещерах зимой. Движение в лесу. Преодоление ручьев и небольших рек.
Категория: Мои статьи | Добавил: школа (05.06.2012)
Просмотров: 1871 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz